Сдавать квартиру в аренду и платить налоги: пошаговая инструкция от экспертов Hommits
В рамках рубрики “Задайте вопрос эксперту в сфере недвижимости” мы подготовили для вас инструкцию, которая поможет разобраться, какие нужно платить налоги, если сдаете квартиру в аренду.
Кто имеет право сдавать квартиру в аренду?
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Республики Беларусь сдавать жилое помещение в аренду может только собственник недвижимости. Не собственник может быть наймодателем, если ему законодательными актами или собственником недвижимости предоставлены соответствующие полномочия (например, по доверенности). Если у квартиры несколько собственников, нужно письменное согласие их всех.
Шаг 1: заключение договора
Договор найма - письменно оформленное обязательство, согласно которому собственник жилья или его полноправный представитель предоставляет нанимателю жилое помещение для проживания в нем за установленную плату.
Форму договора можно найти на сайте Министерства по налогам и сборам
Договор составляют в трех экземплярах (для арендодателя, арендатора, местного исполнительного комитета, который будет регистрировать договор аренды). День, с которого арендатор фактически станет проживать в квартире, будет считаться днем вступления договора в силу.
Текст договора обязательно должен включать следующие пункты:
- паспортные данные арендодателя и арендатора
- данные о составе семьи арендатора
- адрес и площадь квартиры
- срок сдачи жилого помещения (договор может быть заключен на определенный срок или же бессрочно)
- права и обязанности сторон
- размер и порядок осуществления арендной платы (все суммы необходимо указывать только в белорусских рублях)
! Также рекомендуем, помимо обязательных для заполнения данных, подробно описать помещение, качество ремонта, находящуюся в квартире мебель, технику и их состояние. Все это поможет вам избежать спорных и конфликтных ситуаций.
*Также помните, что договор найма может быть расторгнут в любой момент по инициативе любой из сторон, независимо от того, какие сроки в нем были указаны.
Шаг 2: регистрация договора
Договор, подписанный обеими сторонами, необходимо зарегистрировать в исполкоме или организации ЖКХ (расчетно-справочный центр, ЖЭС)
До регистрации подготовьте необходимые документы:
- заявление, подписанное собственником (оно заполняется на месте)
- документ, удостоверяющий личность (паспорта обеих сторон)
- три экземпляра договора найма
- техпаспорт квартиры и свидетельство о госрегистрации права собственности на жилое помещение
Договор может быть зарегистрирован в течение двух дней с момента предоставления документов. Данная процедура является бесплатной.
Шаг 3: постановка на учет в налоговую
После регистрации договора собственнику квартиры нужно обратиться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту прописки. Вам понадобятся следующие документы:
- паспорт
- копия договора найма
- копия техпаспорта на квартиру
- выписка с лицевого счета о всех прописанных на данной жилплощади жильцах (берется в ЖЭС)
Через несколько дней после обращения в налоговую вы должны получить по почте извещение о присвоении учетного номера плательщика.
Шаг 4: уплата налога за сданную в аренду квартиру
Арендодатель обязан уплатить налог по фиксированной ставке, которая не зависит от дохода. Размеры подоходного налога устанавливают областные Советы депутатов, поэтому в каждом регионе размеры налога будут различаться. На сумму налога главным образом влияют два фактора: площадь квартиры и расположение.
Узнать актуальные ставки налога можно на сайтах областных и региональных ведомств.
Существуют два способа для уплаты налога:
- за год (не позднее 1-го числа года, за который осуществляется уплата налога)
- за каждый месяц (не позднее 1-го числа месяца, за который осуществляется уплата налога)
!Удобнее всего каждый месяц платить необходимую сумму через ЕРИП
Что будет, если не платить налог?
При выяснении налоговой незаконной сдачи имущества, собственника будут ожидать финансовые последствия. Необходимо будет уплатить:
- подоходный налог за весь период нелегального получения денег за предоставление аренды жилого помещения
- пеню за несвоевременную уплату налога
- штраф (крайний случай, но он возможен при попытке обмана государства)
Случаи, в которых уплачивать налог не нужно
Согласно закону, уплачивать налог не нужно, если вы сдаете квартиру:
- молодым специалистам, молодым рабочим (служащим)
- организации или индивидуальному предпринимателю (в такой ситуации сам арендатор удержит налог из вашего дохода и перечислит в бюджет)
Надеемся, что наша инструкция поможет вам получать лишь прибыль и положительные эмоции от сделок аренды недвижимости.
Для того, чтобы избежать наиболее частых ошибок при сдаче квартиры в аренду, прочитайте нашу статью “Как правильно сдать квартиру в аренду: 10 основных ошибок”
{{commentAvailabilityMessage}}
{{changeAvailabilityButtonLabel}}